По Арбату гуляла!




 

Все любят Арбат. Даже те, кому не нравится большое скопление людей вокруг. Любят Арбат, потому что он обладает одним хорошим свойством: в нем так много мелких деталей, что взгляд человека редко может сосредоточиться на чем-то одном. Если ты сидишь, например, в обычном сквере, где ряды скамеек параллельны друг другу, а между ними – ничем не примечательная клумба, то волей-неволей ты будешь посматривать на людей, сидящих напротив через эту клумбу, а они на тебя. И уже нет ощущения отдыха, взгляд устает скользить по многим-многим незнакомым лицам.
А вот Арбат другой. Скамейки там расположены так, что незнакомые люди не пялятся друг другу в лицо. Но при этом всегда есть приятное, даже уютное ощущение того, что повсюду есть люди. Они спешат по делам и просто гуляют, они сидят группами или поодиночке, они разговаривают или поют (здесь это в порядке вещей). Арбат собирает множество людей. И кстати, хоть кому-нибудь и хоть когда-нибудь на Арбате не хватило скамейки? Это невозможно.
Скамеек на Арбате – 248 штук.
Люди приходят, уходят. Но у Арбата есть свои завсегдатаи. Это 17 неподвижных фигур, присутствие которых заставляет гостей города чувствовать себя словно в музее. Можно представить, что фигуры рассказывают о городе. И тогда чистильщик сапог, трубочист или кузнец говорят, что Челябинск в прошлом – город рабочих. А на культурную жизнь города намекают саксофонист и художник. Но, скорее всего, фигуры эти ни на что не указывают и расставлены без каких-либо претензий на связь с историей города. Потому что, например, тот же саксофонист подозрительно похож на африканца, а кузнец – однозначно Левша из одноименной повести Лескова. И выходит, единственная функция фигур – развлекать праздный взгляд гуляющих.
25 человек из таких гуляющих по Арбату согласились поделиться со мной мнением по поводу местных фигур. Говорят, что фигура нищего не вызывает у них жалости. Говорят, что извозчика, сидящего в повозке (или как ее там), однажды кто-то украл, а фигура собаки якобы охраняла эту повозку до возвращения хозяина. Каким-то образом извозчик действительно вернулся. Говорят, что фигура мужчины в цилиндре с бакенбардами и другими характерными чертами Пушкина напротив фонтана– все-таки не Пушкин, а другой дворянин пушкинского времени.
Любимая фигура гуляющих по Арбату – кокетка у зеркала (8 человек). Потом (5 человек) – Левша, подковавший блоху (на лапках блохи вроде не подковы, а даже туфли на каблуках). Полюбили также «отдыхающего гражданина советского союза» с тростью и несколько косолапящего (4 человека). Остальные 8 опрошенных называли каждый свою фигуру, поэтому подсчет голосов неуместен.
Попрошайка действительно не вызывает у прохожих жалости. В понедельник 20 сентября около двух часов дня в его потрепанной шапке лежало чуть более четырех рублей мелочью. Дело может быть в том, что у попрошайки есть конкурент: мальчик с верблюдами на водопое. Мальчик сидит с вытянутой рукой потому, что кормит с ладони птицу. Но то ли челябинцы неправильно поняли этот его жест, то ли им хочется, чтобы птица питалась исключительно монетами, так или иначе в тот же день 20 сентября около двух часов дня мальчик был богаче нищего с шапкой приблизительно на 80 копеек.
В этот день я считала не только чужие деньги. Еще я считала людей, не знающих, что в данный момент они гуляют не по Арбату, а по улице Кирова. Из 20 челябинцев таких незнающих оказалось 14 человек! 13 из 20 опрошенных сказали, что новое название им не нравится. Но суть места, которое уже любишь, с именем не меняется.
Поэтому мы по-прежнему гуляем по Арбату.
Арбат холеный и ухоженный. Он эстет. Он бесспорно красив. Но это такая милая, простая красота, как будто Арбат еще ребенок, не подозревающий о своей красоте, ничего не делающий для нее. Как будто он получился таким случайно. В целом он гармоничен, но и каждый его кусочек вполне может жить самостоятельно, вне Арбата.
Арбат противоречив. Людей много – но не шумно. Людей много – но не тесно. Фигуры расставлены беспорядочно – но каждая, безусловно, на своем месте. Арбат все время движется, он как плавучий остров, который всегда остается в одной точке. Арбат растет. Здесь часто появляется что-то новое. И пусть растет, только бы его деревья в центре лавочек не слишком вытягивались и раздавались вширь. С невысокими, аккуратными деревцами Арбат уютнее.
Арбат разговаривает. Он рассказывает о нашем городе и о людях, живущих в нем. У Арбата энциклопедические знания об истории Челябинска. Энциклопедические – не значит абсолютные, это значит, понемногу о главном. То есть когда и при каких условиях возник наш город, чем славен был и чем хорош теперь. Такую информацию можно прочесть на планшетах между деревьями или на плитах шпиля «Европа-Азия» в конце Арбата.
Людей Арбат показывает. Друг другу. Он собирает разных людей со всего города. То есть Арбат – это весь Челябинск в миниатюре. Арбат оправдывает людей. Ну и пусть некоторые здесь курят и выпивают – они ведь застигнуты в момент отдыха. Зато на Арбате никто не мусорит.
Арбат всегда чистый.

Шевченко Евгения
Опубликовано: 24.10.2004
Выпуск 673


Hosted by uCoz